Российский сектор Каспийского моря. Проблемы и перспективы. Месторождения им. Ю.Корчагина, им. В.Филановского, им. Ю.Кувыкина.
Правовой статус Каспийского моря. Для полной реализации энергетического потенциала Каспийского региона, прибрежным государствам необходимо договориться о юридическом статусе Каспийского моря. До 1991, только две страны — Советский Союз и Иран граничили с Каспийским морем, а официальный статус Каспия определяли двусторонние соглашения, достигнутые в 1921 и 1940 г.г. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.
После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остаётся предметом неурегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между прикаспийскими государствами. Переговоры о правовом статусе Каспия в настоящее время продолжаются.
На этой диаграмме показано распределение уже не ресурсов, а запасовнефти и газа по акваториям морей.
В Баренцевом море соотношение запасов нефти и газа, в переводе на Условное топливо, примерно равное.
В Карском море в основном открыты месторождения газа, а в Охотском и Каспийском морях преимущественно нефть.
И если нефтяные запасы практически распределены, то газовые в объеме около 3 трлн. м. куб в нераспределенном фонде и основными причинами меньшей привлекательности газа это проблемы с транспортом газа и его сбытом.
Каспий представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий соединения с Мировым океаном. Соответственно, к Каспийскому морю не должны автоматически применяться нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, т.е. неправомерно применять такие понятия, как «территориальное море», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф» и т. д.
Между РФ и Казахстаном заключены соглашения о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года), которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.
Потенциальные ресурсы нефти в Каспийской провинции оцениваются в 26 млрд. т (данная цифра практически совпадает с исследованиями ОПЕК и Мирового энергетического агентства, оценивающих потенциальные запасы нефти в 23 млрд. т).
По данным Минприроды РФ, потенциальные ресурсы нефти и газа по странам региона составляют в России — 2,1, Казахстане – 8, в Туркменистане — 2,2, в Азербайджане — 3,7 и в Иране — 1 млрд т у.т.
Нефтяные месторождения «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» были открыты еще в советское время в 1979-87 годах. После продолжительных переговоров в 1994 году в Баку был заключен первый контракт с иностранными нефтяными компаниями, названный «Контрактом века». Действие контракта распространяется до 2024 года.
Блок месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» представляет собой гигантскую структуру размером 5х50 километров, глубиной 1,4 километр. Его запасы составляют 5,4 млрд. баррелей нефти, что составляет 0,5% мировых запасов.
Добыча на месторождении «Чираг» начата в 1997 году, на «Центральном Азери» — в 2005 году, на «Западном Азери» и «Восточном Азери» — в 2006 году. В 2008 году начата добыча на глубоководной части месторождения «Гюнешли».
С начала добычи нефти (в 1997 году) на блоке Азери-Чираг-Гюнешли до настоящего времени добыто около 300 млн тонн нефти.
Согласно прогнозам, в 2014 году в Азербайджане будет добыто 41,2 миллиона тонн нефти и 28,8 миллиарда кубометров газа.
В 1997 году первая азербайджанская нефть с месторождения «Чираг» была отправлена на мировые рынки через Новороссийск. Затем был введен в действие и трубопровод Баку-Супса. Дальнейшая разработка месторождения проходит в 3 фазы: Фаза 1 — центральный «Азери», Фаза 2 — западный и восточный «Азери», Фаза 3 — глубоководная часть «Гюнешли» и извлечение потенциальных остаточных запасов на площади «Чираг», которые невозможно добыть с платформы «Чираг». Проект предполагает строительство нескольких морских платформ на Бакинском заводе глубоководных оснований, расширение терминала Сангачал близ Баку (одного из крупнейших в мире), укладку более 1000 километров подводных трубопроводов. Для вывоза нефти на мировые рынки был построен основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
Первая нефть на центральном «Азери» получена в 2005 году, на западном «Азери» — в декабре 2005 года, восточном «Азери» — в феврале 2007 года, а в рамках Фазы 3 — в июле 2008 года.
Азери-Чираг-Гюнешли — группа шельфовых нефтегазовых месторождений в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку.
Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 180 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, а Чираг — в 1985 году и Азери — в 1987 году.
Общие запасы месторождения оцениваются в 930 млн тонн нефти и 0,6 трлн м³ природного газа.
Мощным толчком к разведке месторождений на Каспийском море стало получение нефти у бухты Ильича (сейчас — Баил лиманы), построенной в 1924 г. на деревянных сваях.
В 1949 году была пробурена первая скважина, которая дала нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн. В честь этого события «Черные Камни» были переименованы в «Нефтяные Камни».
После этого открытия в 1949 году в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова было начато строительство посёлка нефтяников Нефтяные Камни.
Помимо производственной инфраструктуры были построены многочисленные общежития, столовые, больница, баня. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. К середине 70-х здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, был разбит парк с деревьями. По эстакадам осуществляется автомобильное движение.
В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность эстакад этого города в море достигает 350 км. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд. куб. м попутного газа. Здесь около 380 скважин, каждая из которых дает в среднем 5 тонн нефти в сутки.
На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов
На этом снимке показан общий вид опорных блоков буровой платформы ЛСП-1 месторождения Филановского, соединенных транспортно-монтажной рамой, в период завершения их строительства на судостроительном заводе «Лотос». Май 2013 года.
Длина каждого блока – 28 метров, ширина – 24, а высота более 16 метров.
Вес опорных блоков около 5 тыс. тонн.
Это снимок опорных блоков ЛСП-1 месторождения Филановского, установленные на тележки. Отчетливо видны вваренные в корпус свайные направляющие.
После вывода опорных блоков на заданную точку постановки в море, через эти направляющие в дно моря забиваются сваи, которые гидравлически разжимаются в свайных направляющих и тем самым обеспечивают надежное фиксацию опорных блоков на дне моря.
Опорные блоки всех 4-х платформ первой очереди обустройства установлены и закреплены сваями (2013 год).
После месторождений Корчагина и Филановского будет начато обустройство месторождения им. Ю.С.Кувыкина. Это многопластовое газоконденсатно-нефтяное месторождение, которое на 70 км южнее месторождения Филановского.
Ледовые условия в этой зоне значительно проще, а глубина моря вдвое больше чем на месторождении Филановского (15-17 метров), что облегчает проведение морских операций и исключает повреждение стамухами подводных трубопроводов уложенных на дне.
Вместе с тем, в природном газе этого месторождения присутствует небольшое количество сероводорода и на морской платформе необходимо будет обеспечить очистку газа до требований Газпрома (не более 0,007%).
В настоящее время ведется проработка проектных решений по обустройству месторождения Кувыкина и решается вопрос выбора метода очистки газа.
Основной проблемой является низкая экономическая эффективность освоения месторождения и причиной тому является невысокая стоимость газа, которая предлагается нашим монополистом Газпромом.
На этом слайде показана схема обустройства месторождения Кувыкина, предложенная институтом ВолгоградНИПИморнефть. Состав сооружений включает:
— ЛСП, буровая платформа с энергетическим модулем;
— ЦТП, центральная технологическая платформа;
— ПЖМ, платформа жилого модуля;
— Платформа компрессорного модуля (через 10 лет).
Газ будет транспортироваться через РБ на Ставролен, а стабильный конденсат на МПК Корчагина.
Проблемой для этого месторождения является низкая внутренняя норма рентабельности (IRR). В лучшем варианте IRR 7%, а в Компании принят уровень 15%.
Несмотря на такой низкий IRR, институт в процессе проектирования не предложил решений обеспечивающих снижение капитальных затрат и повышение эффективности проекта. Вот некоторые пути снижения капитальных затрат:
— убрать мосты между ЛСП и ЦТП, а также между ЦТП и ПКМ;
— рассмотреть вариант с использованием для бурения СПБУ;
— изменить конструкцию опорных оснований;
— вынос факельной стрелы на отдельно стоящую опору;
— подача топливного газа с РБ Филановского на ЛСП и др.
Обустройство морских месторождений требует очень больших капитальных затрат.
Инвестиционные расходы в освоение только трех первоочередных месторождений Северного Каспия — Корчагина, Филановского и Кувыкина, в ценах 2012 года превысят 466 млрд. руб., а с учетом затрат на строительство и модернизацию объектов «Ставролена» и строительство газопроводов на суше составят около – 536 млрд.руб.
Источник
Проблема разграничения Каспийского моря
L. RUBAN, The Center of Global Studies «East-West» of the National Research University «Moscow Power Engineering Institute»
Проблема разграничения Каспийского моря, установления его правового статуса и режима – одна из самых актуальных и сложных в бассейне Каспийского моря (БКМ). Это связано не только с наличием месторождений углеводородного сырья, но и богатым и уникальным разнообразием биоресурсов. Автор прослеживает постоянно меняющуюся историческую принадлежность Каспийского моря, подробно останавливается на правовых аспектах этой проблемы издревле и до наших дней, анализирует уровень и результаты международного сотрудничества в сложном переговорном процессе по пока не завершенному разграничению Каспия.
The problem of delimitation of the Caspian Sea, establishment of its legal status and regime is one of the most urgent and complex in the Caspian Sea basin (CSB). This is due not only to the availability of hydrocarbon deposits, but also to the rich and unique diversity of bioresources. The author traces the ever-changing historical identity of the Caspian Sea, dwells in detail on the legal aspects of this problem from time immemorial to the present day, analyzes the level and results of international cooperation in a complex negotiation process for the yet-incomplete delineation of the Caspian Sea
МОРЕ ИЛИ ОЗЕРО?
Если рассматривать Каспий как замкнутое или полузамкнутое море, то, в соответствии с Конвенцией ООН (1982 г.) по морскому праву, каждое из прибрежных государств имеет 12-мильную зону «территориального моря», по которой проходит его граница, и вдобавок, по статьям 55 – 57 данной Конвенции, «исключительную экономическую зону», прилегающую к его границе на расстоянии 200 морских миль (рис. 2), если она не накладывается на сопредельные «исключительные экономические зоны» других государств.
В сентябре – октябре 1992 г. на пятисторонней Тегеранской конференции прибрежных государств стороны в совместном Коммюнике договорились об определении сфер совместных действий по комплексной программе решения проблем Каспийского моря и образовании специализированных комитетов, в том числе и по правовому статусу Каспия. В 1993 г. прикаспийские государства начали предпринимать односторонние попытки решения данной проблемы. Туркменистан принял закон «О государственной границе», в соответствии с которым им было объявлено об установлении на Каспии своих внутренних вод, территориального моря и исключительной экономической зоны. На Московской конференции полномочных представителей прибрежных государств 11 – 12 октября 1994 г. Азербайджан впервые предложил разделить Каспийское море на секторы прибрежных стран и объявил об «азербайджанском секторе Каспийского моря», на этой основе в сентябре 1994 г. был заключен контракт с международным консорциумом по освоению каспийских нефтяных месторождений. Азербайджанская сторона стала определять Каспийское море как «пограничное озеро», закрепив в 1995 г. это понятие и суверенитет своего сектора, включающего дно, водную толщу и воздушное пространство, в своей Конституции (статья II, пункт 2). Так как Казахстан начал работы в районах на дне Каспия, на которые стремился распространить свой суверенитет, он решился на установление «своего сектора». В этих целях был создан консорциум, аналогичный бакинскому. Россия заявила, что по проблеме освоения минеральных ресурсов дна Каспия она исходит из необходимости согласования между всеми прикаспийскими государствами обязательных условий и правил такой деятельности с заключением соответствующего соглашения. Российской стороной подчеркивалось, что Каспийское море на протяжении длительного исторического периода являлось объектом совместного использования прибрежных государств и представляет собой международную территорию, режим которой определяется по соглашению со всеми прибрежными государствами. Российская сторона исходила из того, что оптимальный промысел биоресурсов должен сохраняться за прибрежными сторонами в пределах 20-мильной зоны рыболовной юрисдикции, ежегодно на основе научных исследований должен определяться объем общедопустимого вылова мигрирующих рыб (осетровых, лососевых, сельдевых), а также каспийского тюленя.
30 января – 2 февраля 1995 г. в Ашхабаде в согласованном проекте сохранения и использования биоресурсов Каспийского моря также указывалось, что Каспийское море является уникальным природным образованием межгосударственного использования.
НА ОСНОВЕ КОНСЕНСУСА
Следует отметить, что 1995 г. привнес новый механизм в решение Каспийской проблемы: был учрежден постоянно действующий институт переговоров по определению международно-правового статуса Каспия в форме рабочих групп на базе МИД прибрежных государств. И в июне 1995 г. в Тегеране в качестве единственного способа принятия решений по Каспию был определен принцип консенсуса. Принцип консенсуса был подтвержден и в совместном Заявлении о сотрудничестве по использованию Каспийского моря, сделанном Президентами Республики Казахстан и России 27 апреля 1996 г. В пункте 1 Заявления указывалось, что «Новый правовой статус Каспия должен быть определен прикаспийскими государствами на основе консенсуса. Никто не вправе решать вопрос о правовом статусе Каспийского моря в одностороннем порядке…» [3], а в пункте 4 стороны высказали убеждение, что взаимное участие в освоении природных ресурсов Каспийского моря отвечает их обоюдным интересам. На второй встрече постоянных рабочих групп в сентябре 1995 г. Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран (РФ не присутствовала) приняли совместное Коммюнике, закрепившее идею формирования единого документа по статусу и режиму Каспийского моря. Неуспех многосторонних встреч перевел обсуждения из пятисторонних в русло двусторонних, что было предложено на майском (1997 г.) заседании рабочей группы в Алма-Ате. Эффективность ориентации на двусторонние встречи не замедлила сказаться. 6 июля 1998 г. РФ и Республика Казахстан заключили Соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» на основе срединной линии. Этапным событием в каспийском переговорном процессе стало принятие Декларации между Республикой Казахстан и РФ о сотрудничестве на Каспийском море. 9 января 2001 г. РФ и Азербайджаном были подписаны Бакинская декларация и совместное заявление о принципах сотрудничества на Каспии, исходящее из того, что дно делится на зоны недропользования между прибрежными государствами, а толща моря и его поверхность остаются в общем пользовании, также предусматривается совместная разработка спорных месторождений из расчета «50 на 50». 18 ноября 2001 г. в Москве был сделан новый шаг: подписано Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря между этими республиками. Итак, три прибрежных государства – Россия, Азербайджан и Казахстан – заняли единую позицию по делимитации Каспийского моря, вытекающую из принципа «делим дно, а вода – общая». Иран выразил мнение, что соглашение о правовом режиме на Каспии, подписанное Азербайджаном и Казахстаном, противоречит существующим юридическим документам, регламентирующим статус этого моря. 12 марта 2001 г. в Москве на встрече Президента России В.В. Путина и Президента Ирана М. Хатами было принято совместное заявление по правовому статусу Каспийского моря, в пункте 3 которого указывалось, что все решения по Каспию будут иметь силу только в том случае, если они будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств. При анализе отношений между РФ и Ираном относительно делимитации Каспия следует помнить, что до сих пор условная граница между Ираном и СССР, а затем Россией, государствами СНГ и Ираном на Каспийском море проходила по советской «прямой линии» раздела «Астара – Гасан-Кули», южнее которой Тегерану отходит менее одной десятой акватории, т.е. 12 – 13 %. Официально зафиксированной морской границы между СССР, а потом Россией и Персией (Ираном) никогда не было, хотя в договорах 1921 и 1940 гг., Соглашениях по рыболовству от 1931 – 1935 гг. раздел рыболовных зон шел именно по данной линии. В Приказе НКВД СССР 1934 г. по охране пограничниками была установлена в одностороннем порядке линия «Астара – Гасан-Кули» (423,2 км) по Каспийскому морю (как внутренняя административная мера), по которой происходило разграничение территориальных вод и воздушного пространства между СССР и Ираном, причем на практике не допускалась ловля рыбы иранскими судами за пределами линии Астара – Гасан-Кули. Кроме этого, морские и воздушные суда Ирана без предварительных согласований не пересекали и не нарушали эту условную границу. Производилось задержание персидских судов только при пересечении ими 10- и 12-мильных прибрежных зон, а запрет на наименование в присутствии персидской стороны советской части Каспия «советской» или «принадлежащей СССР» указывал на односторонность действия данного документа.
ЭКОЛОГИЯ – ВО ГЛАВЕ УГЛА
Источник