Проблемы освоения российского арктического шельфа
Иван Паничкин, Преподаватель кафедры правовых проблем ТЭК МИЭП МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Активная работа по освоению арктического шельфа в СССР развернулась в начале 1980-х гг. Перспективы освоения связывались в первую очередь с Печорским и Карским морями, которые представляют собой акваториальные продолжения Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазовых провинций.
Для освоения шельфовых месторождений в Советском Союзе и за рубежом был заказан целый ряд буровых судов. Благодаря инвестициям в создание бурового флота в период 1983–1992 гг. в Баренцевом, Печорском и Карском морях было открыто 10 крупных месторождений.
После распада СССР, в 1991–1998 гг., российский буровой флот работал практически исключительно на шельфе Западной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.
В 2008 г. в Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. были внесены изменения, ограничивающие круг компаний, которым могут предоставляться лицензии на право пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации. В связи с этим на сегодня только НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» допущены к работам на шельфе.
Первый и пока единственный нефтегазовый проект, реализуемый на российском арктическом шельфе, – разработка нефтяного месторождения «Приразломное», открытого в 1989 г. в Печорском море. Запасы месторождения оцениваются в 72 млн. т нефти. Лицензией на его разработку владеет компания «Газпром нефть шельф». В августе 2011 г. сюда была доставлена морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» проектной мощностью до 6,5 млн т в год. Промышленная разработка месторождения началась в декабре 2013 г. В 2014 г. с платформы было отгружено и доставлено в порт города Роттердам 300 тыс. т нефти (около 2,2 млн. баррелей). Добываемая нефть получила название «Arctic Oil» (ARCO). В 2015 г. компания планирует удвоить объемы ее добычи и отгрузки. Для района месторождения характерны сложные природно-климатические условия, а именно: ледяной покров сохраняется в течение семи месяцев, высота ледяных торосов достигает двух метров, а минимальная температура воздуха может опускаться ниже 45 ° С.
Группа «Газпром» продолжает подготовку к реализации еще одного проекта в Печорском море, связанного с разработкой Долгинского нефтяного месторождения. На месторождении, извлекаемые запасы которого оцениваются более чем в 200 млн т нефтяного эквивалента (1,7 млрд баррелей), пробурены уже четыре разведочные скважины. К разработке месторождения планируется привлечь вьетнамскую компанию «PetroVietnam». Начало добычи запланировано на 2020 г., а к 2026 г. планируется достичь пика добычи на уровне 4,8 млн т нефти в год.
Сохраняет свою актуальность и проект разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. и расположенного в центральной части Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в районе месторождения составляет 320–340 м. Запасы оцениваются в 3,9 трлн мі газа и 56,1 млн т газового конденсата.
Всего «Газпром» владеет 7 лицензионными участками в Баренцевом море, 3 – в Печорском, 13 – в Карском море, 8 – в Обской губе и одним участком в Восточно-Сибирском море.
Другая российская компания – НК «Роснефть» – владеет 6 лицензионными участками в Баренцевом море, 8 – в Печорском, 4 – в Карском, 4 – в море Лаптевых, 1 – в Восточно-Сибирском море и 3 – в Чукотском. Для выполнения своих лицензионных обязательств компания заключила в 2011 и 2012 гг. соглашения о стратегическом сотрудничестве с «ExxonMobil», «Statoil» и «Eni», предусматривающие, помимо прочего, совместное осуществление геологоразведочных работ и освоение углеводородных месторождений арктического шельфа.
В августе 2014 г. компанией «Карморнефтегаз», совместным предприятием «Роснефти» и «ExxonMobil», в результате разведочного бурения на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море было открыто нефтяное месторождение «Победа» с извлекаемыми запасами 130 млн т нефти и 500 млрд м3 газа. Стоит отметить, что район бурения характеризуется крайне сложными климатическими условиями. Здесь на протяжении 270–300 дней в году сохраняется ледовый покров толщиной 1,2–1,6 м при температуре в зимний период до минус 46˚С.
В 2014 г. «Роснефть» заключила с норвежской «North Atlantic Drilling» долгосрочное соглашение об использовании до 2022 г. шести морских буровых установок на шельфовых проектах компании, в том числе и в Арктике. С целью расширения доступа к буровому флоту «Роснефтью» в том же году было заключено рамочное соглашение с компаниями «Seadrill Limited» и «North Atlantic Drilling Limited» об обмене активами и инвестициях.
Во второй половине 2014 г. в связи с позицией России по украинскому кризису целый ряд государств (США, страны ЕС, Норвегия и др.) ввели против нее секторальные санкции. Они предусматривают, помимо прочего, запрет на поставки оборудования и технологий, а также на предоставление сервисных услуг для осуществляемых «Роснефтью» и «Газпромом» («Газпром нефтью») проектов по разработке морских нефтяных ресурсов Арктики. Кроме того, были установлены ограничения на привлечение российскими нефтяными компаниями и банками финансирования от зарубежных финансовых институтов.
Эти санкционные ограничения уже привели к фактической приостановке участия ряда иностранных нефтяных и нефтесервисных компаний, включая «ExxonMobil», в проектах на российском арктическом шельфе. Следует также отметить, что в настоящее время российский нефтегазовый сектор сильно зависит от использования оборудования и услуг из стран, наложивших санкции на Российскую Федерацию.
Особенно высока степень зависимости от «западных» оборудования и услуг, необходимых для реализации шельфовых проектов в Арктике, включая морские буровые установки, насосно-компрессорное и внутрискважинное оборудование, оборудование для генерации электроэнергии, а также программное обеспечение. При этом замена целого ряда товаров на отечественные аналоги возможна не ранее 2020–2025 гг. В то же время использование оборудования и услуг из третьих стран, в первую очередь Китая, увеличивает риск возникновения аварий ввиду более низкого качества данной продукции.
В этих условиях возникает риск невыполнения «Роснефтью» и «Газпромом» своих лицензионных обязательств. В связи с этим компании обратились за государственной поддержкой, в том числе в части продления лицензионных сроков.
В целом, несмотря на имеющиеся сложности, освоение арктических нефтегазовых ресурсов остается одним из стратегических приоритетов Российской Федерации, учитывая, что суммарные извлекаемые запасы арктического шельфа оцениваются в 106 млрд т нефтяного эквивалента, включая запасы газа, оцениваемые в 70 трлн м3.
Вместе с тем реализация планов по разработке арктического шельфа – довести к 2030 г. ежегодную добычу до 65 млн т нефти и 230 млрд м3 газа – может потребовать значительных инвестиций (более 1 трлн долл.). В условиях действующих санкционных ограничений в финансовой сфере привлечение таких инвестиций весьма проблематично.
Сегодня континентальный шельф играет важную роль в поддержании мировой добычи нефти и газа. За последние десять лет более 2/3 запасов углеводородных ресурсов было открыто именно на шельфе. Во всех приарктических государствах приняты правовые акты, закрепляющие стратегическое значение Арктики в первую очередь с точки зрения запасов углеводородных ресурсов.
Вместе с тем степень изученности и освоенности данных ресурсов в приарктических государствах остается крайне низкой. В настоящее время на континентальном шельфе США, Норвегии и России в Арктике реализуются лишь единичные проекты. По оценкам экспертов, до 2030 г. на арктическом шельфе будут проводиться главным образом геологоразведочные работы и подготовка месторождений к последующему масштабному освоению.
В числе факторов, которые будут оказывать влияние на возможности приарктических государств и нефтегазовых компаний по разработке морских нефтегазовых ресурсов Арктики, можно выделить следующие.
1. Развитие технологий
Сегодня нефтегазовые проекты, реализуемые на арктическом шельфе, существенным образом отличаются друг от друга в технологическом плане, что обусловлено различными природно-климатическими условиями тех регионов, в которых они находятся. Это приводит к необходимости разработки новых технологий и поиска соответствующих технических решений практически под каждый конкретный проект, что увеличивает время реализации и стоимость проектов.
2. Развитие инфраструктуры
Количество объектов наземной инфраструктуры (ремонтные базы, базы снабжения и аварийно-спасательные центры), необходимой для обеспечения морских операций, связанных с нефтегазовой деятельностью, крайне ограничено.
Кроме того, мощности и конфигурация действующих в регионе трубопроводных систем и портов (терминалов) ограничивают возможности по доставке новых объемов углеводородов потребителям за пределами Арктики.
3. Природно-климатические условия
Низкие температуры, паковые льды и айсберги – отличительные особенности природно-климатических условий региона. Эти особенности во многом сужают временные возможности проведения буровых и иных морских работ, а также предъявляют дополнительные требования к оборудованию и персоналу.
4. Экологическая безопасность
Очевидно, что любая антропогенная активность в Арктике должна минимальным образом воздействовать на арктическую экосистему, не нанося ей существенного вреда. Уже сегодня часть акваторий Северного Ледовитого океана имеет статус заповедных территорий, в которых запрещается любая деятельность, связанная с добычей полезных ископаемых.
Активизация природоохранных организаций, выступающих против нефтегазовой деятельности в Арктике, может существенно осложнить планы приарктических государств и компаний по реализации соответствующих проектов.
Необходимо учитывать и риски, связанные с последствиями возможных морских нефтяных разливов. Они могут привести не только к банкротству компании, по вине которой произошел разлив, но и к остановке под давлением природоохранных организаций всей морской нефтегазовой деятельности в Арктике.
5. Финансово-экономические условия
По оценкам некоторых экспертов, рентабельность арктических морских нефтегазовых проектов, в зависимости от региона, обеспечивается при цене на нефть 40–90 долл. за баррель. Снижение мировых цен на нефть, начавшееся в 2014 г., привело к тому, что целый ряд нефтегазовых компаний заявил о приостановке своих арктических проектов в связи с их нерентабельностью. В то же время многие компании, уже вложившие значительные средства в арктические проекты, продолжают работу над ними, ожидая благоприятной ценовой конъюнктуры в период после начала промышленной добычи нефти.
Дополнительную финансовую нагрузку на арктические проекты может наложить ужесточение национальных и международных требований по промышленной и экологической безопасности, в частности требований в отношении наличия оборудования для оперативного бурения разгрузочных скважин в случае разливов нефти.
6. Санкционные ограничения
Россия столкнулась с санкционными ограничениями со стороны целого ряда западных стран, включая все приарктические государства, в вопросах поставок технологий и услуг для работы на арктическом шельфе. Эти ограничения серьезно сдерживают ее возможности по реализации проектов в Арктике. К тому же ограничения в доступе к апробированным технологиям и решениям увеличивают риск аварий.
Очевидно, что каждый из вышеуказанных факторов несет свои риски неопределенности. Например, сегодня сложно предсказать, какими будут цены на нефть в долгосрочной перспективе, насколько продвинутся технологии морской добычи нефти и газа в Арктике, растает ли, как предсказывают некоторые ученые, арктическая «ледяная шапка» к 2040 г.
Учитывая, что от решения о проведении геологоразведочных работ до начала промышленной добычи нефти в Арктике может пройти 5–10 и более лет, необходимо уже сегодня приступить к созданию экономически оправданных технологий и технических решений, способных обеспечить безопасную и эффективную добычу нефти и газа, а также к строительству сопутствующей инфраструктуры. Принимая во внимание масштабность задач, работу на данном направлении целесообразно выстраивать на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Приарктическим государствам следует также приступить к выработке единых стандартов и правил. Это позволит нефтегазовым компаниям разрабатывать и использовать единообразные оборудование и технические решения во всех государствах региона без необходимости тратить время и средства на их адаптацию под требования и правила каждой конкретной страны.
Работа по этим направлениям в настоящее время ведется, но носит по большей части фрагментарный и несистемный характер. В связи с этим возрастает актуальность укрепления сотрудничества приарктических государств и заинтересованных нефтегазовых компаний в выработке совместных подходов по обозначенному кругу вопросов.
В качестве площадки для такой работы целесообразно использовать зарекомендовавший себя межправительственный форум высокого уровня – Арктический совет.
С момента учреждения Арктического совета в 1996 г. международное сотрудничество в Арктике значительно укрепилось, что нашло отражение в целом ряде реализованных совместных проектов. Кроме того, в рамках Совета были подготовлены международные договоры по вопросам авиационного и морского спасания в Арктике, готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения, а также рамочный план по предупреждению и ликвидации морских разливов нефти в этом регионе.
Укрепление международного арктического сотрудничества позволило обеспечить высокий уровень безопасности и низкий уровень конфронтации в регионе. Однако если приарктическим государствам не удастся избежать политизированности сотрудничества в Арктике в контексте общей геополитической ситуации, это существенным образом отразится на перспективах проведения согласованной политики и реализации совместных проектов.
Перенос международной напряженности в Арктику в совокупности с сохранением санкционной политики будет способствовать рассмотрению Российской Федерацией вопроса о привлечении к сотрудничеству внерегиональных государств, прежде всего из Азии. В этих условиях международное сотрудничество в арктическом регионе может быть серьезно переформатировано, а объем заказов у западных производителей оборудования для разработки арктического шельфа существенно снижен.
Источник
Освоение Арктического шельфа
Шельф — подводное продолжение берега, имеющее одну с ним геологическую структуру. Шельф полого уходит в море, постепенно наращивая глубину, а потом круто обрывается, переходя в большие глубины. Шельф России составляет приблизительно 21% длины всего шельфа Мирового океана, благодаря большой протяженности своего побережья, преимущественно Северного Ледовитого океана.
Перспективы освоения шельфа для страны, которая им владеет, невероятны, ведь там находятся богатейшие залежи углеводородов, чем, в том числе, объясняется активное освоение природных богатств, которые хранит арктический шельф. Именно из-за них страны, имеющие выход к арктическим морям, соперничают буквально за каждый метр морских границ. Побережья нашей страны простираются на тысячи километров, поэтому Россия по праву претендует на достаточно большой кусок шельфового «пирога». Однако побережья России расположены преимущественно в северной, арктической зоне, а освоение арктических шельфов связано с большими трудностями и затратами.
Перспективы освоения Арктического шельфа
Перспективы освоения арктического шельфа огромны — уже только разведанные запасы углеводородов оцениваются как четверть всех мировых запасов. Шельф, которым владеет Россия, хранит до 25% запасов нефти и до 50% — всех разведанных запасов газа страны.
При этом следует учитывать, что сухопутные запасы углеводородов разведаны более или менее достоверно, а шельф Мирового океана изучен менее чем на 10%. При этом Россия во многом отстает от коллег, активно осваивающих шельф — большие запасы полезных ископаемых на материке и необходимость огромных вложений в разведку и разработку арктического шельфа отодвигали время начала этих работ. Но учитывая то, что месторождения на суше постепенно истощаются — по прогнозам, Россия при сохранении существующих темпов добычи нефтяные запасы на материке выработает за 30 лет — освоение арктического шельфа становится все более актуальным.
Из уже разведанных богатств, которые хранит арктический шельф России, 49% хранится в Баренцевом, и 35% в Карском морях. Освоение шельфа моря Лаптевых, по современным оценкам, может принести до 8700 млн. тонн, а запасы, которые несет в себе арктический шельф Восточно-сибирского и Чукотского морей, оцениваются как более миллиарда тонн углеводородов. Перспективы освоения арктического шельфа очевидны.
На сегодняшний день арктический шельф России уже дает порядка миллиона тонн углеводородов (по состоянию на 2015 год), но это лишь малая часть общей шельфовой нефтегазодобычи страны, составляющей около 17 миллионов тонн. В перспективе до 2035 года на арктическом шельфе общую шельфовую добычу предполагается утроить.
Если говорить о сложности освоения шельфа на арктических территориях, которыми располагает Россия, можно сказать, что она возрастает в направлении с запада на восток. От Баренцева моря, где более теплый климат, сформированный влиянием Гольфстрима, и небольшие глубины делают варианты освоения шельфа достаточно легким делом — до Чукотского моря, где даже разведка запасов сильно осложняется круглогодичными льдами. Для круглогодичной добычи нефти и газа в условиях арктического шельфа проектируются новые, не имеющие аналогов в мире ледостойкие платформы.
Но арктический шельф России перспективен не только в плане углеводородных запасов (газ, нефть, газоконденсат). Есть основания предполагать, что шельфовые недра Северного Ледовитого океана хранят запасы других полезных ископаемых. Это никель, свинец, марганец, олово, платина, золото, алмазы, месторождения которых разрабатываются на береговых территориях и могут быть найдены на шельфе. В мировой практике уже есть примеры успешной добычи на шельфе редкоземельных металлов, но освоение арктических шельфовых запасов нашей страны в этом плане — пока дело будущего.
Перспективным является также освоение арктического шельфа в плане добычи биологических ресурсов. Так, до 15 % объема рыбы в нашей стране добывается в арктических морях, добывают здесь и другие морепродукты, такие как ламинария, съедобные моллюски и другие организмы, предпочитающие небольшие глубины шельфовых территорий.
Еще одной причиной освоения шельфа и включения этих территорий в государственные границы страны становится то, что с их помощью можно влиять на транспортные коридоры, проходящие в Арктических водах. Здесь пролегает Северный морской путь — не только кратчайший путь из европейских в азиатские территории нашей страны, но и самый короткий путь из Европы в Америку. При прогнозируемых темпах глобального потепления, к 2050 году существенная часть акватории Северного Ледовитого океана освободится ото льдов и Северный морской путь сможет функционировать до 100 дней в году (сейчас время его работы составляет порядка 20 дней). Таким образом, значимость этой транспортной артерии возрастет — ведь перевозка грузов между Европой и Северо-восточной Азией таким образом может быть до 40% более быстрой и дешевой.
Освоение шельфа и уточнение арктических границ России имеет огромную важность также в обороноспособности страны.
А научно-технический прогресс помогает выявить новые возможности, перспективы, проблемы и цели России в освоении Арктики:
- добыча энергоносителей — по оценкам специалистов недра высоких широт хранят до 15% мировых запасов нефти и до 30% — природного газа;
- защита северных границ в Арктике — важна и для разведки и разработки полезных ископаемых, и для научных работ на территории, и для безопасности центральных регионов;
- добыча рыбы и морепродуктов, которыми богаты северные моря Арктики — важная статья дохода государства;
- осуществление мониторинга изменения климата — по оценкам экспертов из разных стран оно уже к 2030 году может привести к тому, что арктические территории будут освобождены ото льдов в летний период, а это откроет новые перспективы для развития судоходства и хозяйственной деятельности в Арктике.
Проблемы освоения Арктики
Активное освоение Арктики началось еще в 16 веке, когда русские поморы совершали первые плавания в Северном Ледовитом океане и вдоль его берегов к устьям великих сибирских рек.
И с тех пор вплоть до начала 20-го века систематическое исследование Арктики не прекращалось: была организована Великая Северная экспедиция, экспедиции Литке, построен первый мощный ледокол «Ермак», проведена гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, экспедиции Седова, Брусилова, Русанова. Одним словом, российский вклад в историю открытия и освоения северных земель достаточно велик.
В Советский период освоение российской Арктики получило особенно бурное развитие — строились специальные станции для изучения географии, проведения метеорологических, гидрологических и других наблюдений, осваивался Северный морской путь, формировалась полярная авиация, арктический российский флот, организовывались дрейфующие станции. Освоение Арктики Россией на высоких широтах пропагандировалось — вся страна следила за жизнью первой дрейфующей станции «СП-1» под руководством Ивана Папанина, перелетом Валерия Чкалова через Северный полюс и других экспедиций в Арктике.
Существуют некоторые проблемы освоения человеком Арктики в различных сферах:
- геополитические — Арктика не была поделена между странами, и на ее богатства претендуют как минимум 5 государств, имеющих выход к высоким широтам, поэтому России важно отстаивать здесь свои интересы;
- «узкое место», касающееся транспортных проблем освоения Арктики, обусловлено коротким промежутком времени, в которое российский Северный морской путь судоходен, сложностью и дороговизной транспортировки ресурсов для освоения региона;
- экологические проблемы Арктики во многом вытекают из транспортных — вывоз техники, упаковки горюче-смазочных материалов, и другого техногенного мусора долгое время не осуществлялся, что серьезно ухудшило экологическую обстановку на территориях российской Арктики (и не только). В настоящее время проблема решается, но сложности остаются. Кроме того остается актуальной проблема сохранения редких и эндемичных видов, населяющих регион.
России принадлежат большие пространства континентальной части региона, и первые шаги по разработке месторождений газа и нефти нашей страной уже сделаны. Так, для того чтобы исследовательские и рабочие группы могли жить вблизи объектов, строится жилье и развивается инфраструктура. Наиболее перспективным сегодня предположительно считается Бованенковское месторождение нефти и газа.
На все изыскания правительство России планирует до 2020 года направить около 630 млрд.рублей.
Источник