11 незамерзающих портов России
Россия — уникальная страна. Ее окружают двенадцать морей и три океана. Это говорит о том, что в стране хорошо развит флот. Перевозка грузов морем имеет самую низкую цену, что важно для экономики любой страны. Особую роль здесь играют незамерзающие порты. В России их не очень много. К таким портам относят гавани, ледовая проводка к которым осуществляется меньше двух месяцев в год.
Мурманск
Это самая крупная гавань в мире, находящаяся за полярным кругом. Расположена она на берегу Баренцева моря, на Кольском полуострове. Порт в Мурманске покрывается льдом только в самые суровые зимы, в такие моменты суда проводятся при помощи ледоколов и буксиров.
Большая глубина подходных путей позволяет проходить в порт любым судам. Здесь находится 16 грузовых причалов и 5 вспомогательных, которые протянулись на 3,4 километра. Практически к каждому из них подведены железнодорожные пути.
Калининград
Этот Балтийский незамерзающий порт России имеет очень удобное расположение. Вокруг него находится множество европейских столиц: Стокгольм, Вильнюс, Копенгаген, Варшава, Берлин и другие. Порт построен на Калининградском морском канале, который является искусственным водоемом, а также в устье реки Преголь. Протяженность причалов составляет 17 километров. Заходить в порт могут только суда, размер которых не превышает 200 метров, а осадка не более 8 метров.
Новороссийск
Этот незамерзающий порт считается самым большим на территории Краснодарского края. Его протяженность составляет 8 километров, а количество причалов считается самым большим среди всех портов в России. Находится он в Цемесской бухте Черного моря. Порт пропускает суда с осадкой 12,5 метров и грузоподъемностью до 250 тысяч тонн. Работа новороссийского порта останавливается только в период прихода ветра Норд-Ост, он считается опасным для судов. Как правило, это происходит в зимнее время.
Туапсе
Этот порт считается вторым по значимости после Новороссийского в Краснодарском крае. Сюда могут проходить суда с осадкой до 12 метров и длинной до 250 метров. Порт работает с опасными грузами разной категории. Всего здесь расположено 7 причалов.
Этот незамерзающий порт находится на побережье Таганрогского залива, который относится к Азовскому морю. Это третий по значимости порт в Краснодарском крае. Здесь разрешен проход судов с осадкой до 4 метров и длиной до 142 метров.
Махачкала
Эта гавань считается самой крупной в Каспийском море. Протяженность порта составляет белее 2 километров, а количество причалов доходит до 20-ти. Здесь разрешен проход судов с осадкой до 6,5 метров и длиной до 150 метров.
Этот порт расположен в бухте Врангеля и омывается водами залива Находка. Его относят к крупным торговым гаваням России, находящимся в акватории Тихого океана. Порт связан со страной при помощи транссибирской магистрали. На его территории находится 25 причалов и 8 терминалов. Принимает суда с осадкой до 13 метров и длиной до 290 метров.
Находка
Это крупнейший незамерзающий порт на побережье Японского моря. За год здесь обрабатывается более 18 млн тонн груза. На протяженности более 16 километров находится 108 причалов. Сюда могут заходить суда с длиной до 245 метров и с осадкой до 11,5 метров.
Зарубино
Этот порт Приморского края находится в бухте Троицы. Недалеко от него расположены порты Китая и КНДР. Протяженность гавани составляет около одного километра и имеет 7 причалов. Здесь принимаются суда с осадкой до 7 метров и длиной не более 130 метров.
Невельск
Еще один незамерзающий порт России, который находится на побережье острова Сахалин. Гавань имеет 26 причалов и протянулась на расстояние 2,7 километра. Принимает суда с осадкой до 5,5 и длиной до 120 метров.
Посьет
Гавань расположена чуть южнее Владивостока в заливе Посьет, который относится к Японскому морю. Протяженность территории порта составляет 2,4 километра, на ней находится 16 причалов. Здесь принимаются суда с осадкой до 9 метров и длиной не более 183 метра.
Холмск
Порт расположен на острове Сахалин на побережье Татарского залива, в акватории Японского моря. Протяженность гавани составляет 2,5 километра, на которой имеется 27 причалов. Зайти сюда могут корабли с осадкой до 8 метров и длиной до 130 метра.
Есть ли еще незамерзающие морские порты
Все порты, находящиеся в южных гаванях России, также относятся к числу незамерзающих. Это порты Сочи, Анапы, Геленджика, Тамани, порт Темрюк и порт Кавказ. А после присоединения Крыма к территории РФ сюда можно отнести гавани Севастополя, Евпатории и Керчи.
Источник
Зарубино. Самый южный порт России – ворота в тихоокеанский век
«…Америка должна писать правила. Америка должна задавать тон. Другие страны должны играть по правилам, которые устанавливают Америка и наши партнеры, а не наоборот», — заявил Барак Обама, подчёркивая важность для США Транстихоокеанского торгового партнерства. Естественный ответ на эти непомерные притязания — обустройство портов стран, исключённых из американского «транстихоокеанского» проекта. А исключены, прежде всего, Россия и Китай.
…Российский порт Зарубино на побережье Японского моря в бухте Троицы – гавань грандиозного будущего. Здесь на 60 километрах вдоль реки Туманган (Туманная) до её впадения в залив Посьета проходит граница России с КНДР. Гигантские северо-восточные провинции Китая Хэйлунцзян и Гирин лежат рядом, но выхода к Японскому морю не имеют. Именно здесь, у реки Туманган, лежит знаменитое озеро Хасан, место сражения с японцами в 1938 году, положившее начало серии побед советского оружия на Дальнем Востоке.
Туманган привлекает ещё и тем, что здесь проходит единственная железная дорога, связывающая Россию с КНДР, а значит и с Южной Кореей: коридор для гигантского южнокорейского экспорта.
Для изучения и развития возможных направлений сотрудничества в этой точке Тихоокеанского региона создана международная организация — Расширенная Туманганская инициатива (РТИ) в составе России, Китая, Монголии, обеих Корей и Японии в качестве наблюдателя.
Эксперт Института геополитической информации Андрей Диев говорит: «Процессу воссоединения Корей будет способствовать Транскорейская дорога с её стыковкой с Транссибом». КНДР уже проложила «композитную колею» на участке Ранджин (КНДР) — Хасан (РФ). И центр этого уникального геополитического сплетения — бухта Троицы с портом Зарубино.
То, что гавани Приморья в числе трех-пяти лучших в России, — известный географический факт. В России вообще мало удобных морских пристанищ. Проследите по карте, отбросив (пока!) ледовитые угодья на восток от Мурманска, обойдите весь контур Российской Федерации. Новороссийск, Туапсе – да! Но далее на юг – прямая стрела. А ведь изрезанность побережья — это ценность. Изрезанные берега, архипелаги (Греция) — эпицентры развития. Недаром близ Сочи насыпают искусственные полуострова, удлиняя драгоценное побережье. Береговая линия Приморья, вместившая уже десятки портов, – одно из богатств России.
Еще один важный параметр — глубина. Бледно-голубым картографы отмечают мелководье (Азовское море, Финский залив). И сравните: яркий, насыщенно-синий цвет! Ультрамарин настоящих морских глубин, артерий Мирового океана, вплотную подходящих по Японскому морю к заливу Посьета с портом Зарубино и заливу Петра Великого с Владивостоком и Находкой.
О работе Зарубино в наши дни рассказывает управляющий директор компании «Морской порт в бухте Троицы» Вячеслав Александрович Бурин:
— Первоначально порт Зарубино в бухте Троицы проектировался как рыбный. Строительство началось в 1972 году: большой холодильник, причальная линия, принимающая сразу несколько судов, железнодорожная ветка. На сегодня мы — незамерзающий порт на юге Дальнего Востока России, на стыке границ России, Китая, КНДР. Наши козыри: географическое положение, статус международного порта, причальная стенка более 600 метров, что позволяет принимать несколько судов, бухта с хорошей якорной стоянкой. Созданы возможности оперативного прохождения всех процедур государственного надзора.
Важное для Зарубино направление работы — рыбная продукция. Принимаем её у рыболовецких судов, храним в своих холодильниках, далее отправляем по стране вагонами-рефрижераторами, а недавно начали поставлять в Китай автотранспортом.
Другая специализация — товарные автомобили. У российской стороны партнерские отношения с компаниями «Мазда», «Мицубиси», «Хёндай», «Субару», «Тойота», «Киа». Скорость доставки, наличие специализированной площадки для размещения автомобилей, оснащенной системой видеонаблюдения и стационарной перегрузочной аппарелью для организации погрузки автомобилей в железнодорожные вагоны, сделало Зарубино портом, откуда грузы идут в центральную Россию и Среднюю Азию.
Есть прекрасные перспективы развития контейнерных перевозок: контейнерная площадка, возможность подключения рефрижераторных контейнеров, наличие перегрузочной техники, близость к крупнейшим международным контейнерным хабам: Ниигата (Япония, 483 мили) и Пусан (Ю.Корея, 482 мили).
Перевозка контейнеров — это настоящее окно в будущее, реализация лозунга «Россия – транспортная держава». В 2014 г. пришла заявка Китая на перевалку 20.000 контейнеров, это только начало, дальше терминал Зарубино может формировать стабильные контейнерные линии по направлениям:
— экспорт/импорт Россия – страны АТР;
— транзит контейнеров с севера Китая в Южную Корею, Японию и обратно;
— транзит контейнеров с севера на юг Китая и обратно.
Кроме включения в мировой маршрут Европа — АТР, уникальное географическое преимущество Зарубино позволяет ему «влезть» даже во внутрикитайские перевозки.
Проблема только одна: налицо великолепные геостратегические перспективы, но развитие российской транспортной системы уже не первый десяток лет сдерживается отсталой логистикой. По данным профессора Ирины Карапетянц из Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Россия по индексу развития логистики находится на 94-м, а по уровню развития таможни – на 115-м месте в списке из 155 стран мира.
…Напоследок мы с директором Вячеславом Буриным проехали к памятнику героям сражения у озера Хасан. Он стоит на высокой, господствующей высоте, откуда прекрасно просматривается Зарубино, эта уникальная глубоководная незамерзающая гавань, каких в России всего несколько.
Удивительное дело! Может, здесь сказалось какое-то геополитическое чутье нашего народа, но сражение на этом малом клочке земли в 1938 году задало эмоциональную тональность на десяток последующих лет, тяжелейших в истории страны. Именно от тех боев пошла знаменитая песня «Три танкиста»: в эту ночь решили самураи перейти границу у реки — у реки Туманной…. И опять же, как рассказал мне ветеран-пограничник писатель Анатолий Смирнов, с этими местами связано рождение «Катюши»! Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним в Хасанский погранотряд. В боях августа 1938 года Катюша сражалась рядом с мужем, была награждена, а вскоре на место боев у озера Хасан приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так родилась главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя знаменитой системе реактивной артиллерии. Не дивно ли? «Катюша», бившая врага под Сталинградом и Берлином, наречена в честь героини Хасана!
…Старшее поколение твердо помнило: самая южная точка нашей страны — Кушка. Теперь, когда оставлена Средняя Азия с Кушкой, самая южная точка России – здесь, близ Зарубино и озера Хасан… Председатель Приморского отделения Русского географического общества профессор Петр Бровко после хасанского вояжа меня, правда, поправил: самая южная точка России — гора Базардюзю, Дагестан, 41•11′07″, а район реки Туманной всё же на 7 км севернее. Однако если определять самый южный участок морского побережья России, то это именно район залива Посьета с бухтой Троицы и портом Зарубино. Так что самый южный порт России – еще и ворота в ХХI тихоокеанский век!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник
Незамерзающие порты России
Содержание статьи
В первую очередь следует отметить, что морская перевозка является самой дешевой. В данном контексте экономическое развитие страны во многом определяется развитием данного транспортного направления. Ведь огромная территория России имеет колоссальное преимущество перед другими государствами, связанное с выходом к береговой черте. Наша страна имеет развитый торговый флот, который способен производить грузоперевозки больших количеств грузов.
А транспортная инфраструктура подразумевает наличие 67 морских портов, которые включены в специальный международный реестр. Среди них имеется 12 незамерзающих морских портов. К ним относятся такие пункты приема судов, которые расположены в морских гаванях, где ледовая проводка в течение года осуществляется в период, не превышающий 2 месяца.
Север России
Мурманск. Из 19 морских портов, расположенных в Арктическом бассейне, только Мурманск соответствует понятию «незамерзающий порт». Эта гавань является самой крупной в мире из числа тех, которые расположены за линией полярного круга. Данный порт находится на Кольском полуострове, на берегу Баренцева моря. Несмотря на суровые зимы и низкие температуры воздуха, морская гавань в Мурманске редко покрывается льдом. А в такие периоды торговые суда сопровождаются к причалам ледоколами и буксирами.
Фарватер гавани позволяет проходить сюда судам с любой осадкой. В торговом порту Мурманска имеется 16 основных причалов, а также 5 вспомогательных. В совокупности грузовая пристань растянулась на 3,4 км. К каждому причалу подведены железнодорожные пути, которые позволяют в кратчайшие сроки производить необходимые погрузо-разгрузочные работы и перевалку на железнодорожный транспорт.
Калининград. Балтийский бассейн включает в себя 7 морских портов, из которых только порт Калининград является незамерзающей гаванью. Его выгодное географическое положение обусловлено близостью расположения многих крупных европейских городов, являющихся серьезными транспортными узлами. К ним относятся такие города, как Берлин, Варшава, Копенгаген, Стокгольм, Вильнюс и многие другие.
Интересной особенностью данного порта является его искусственное происхождение. Ведь морская гавань образована водной акваторией, включающей в себя устье реки Преголь и Калининградский морской канал, который был специально построен. Основными техническими характеристиками данного порта являются следующие параметры:
— протяженность причалов – 17 км;
— осадка судов не должна превышать 8 метров;
— длина судов не должна превышать 200 метров.
Юг страны
Из Азово-Черноморского бассейна, включающего в себя 17 морских портов, только 4 являются незамерзающими.
Новороссийск. Самая крупная морская гавань Краснодарского края обладает наибольшим количеством причалов в стране. Порт находится в Цемесской бухте Черного моря, и его функционирование прекращается исключительно в зимний период и в штормовую погоду, вызванную шквалистым ветром Норд-Ост, когда судоходство существенной подвергается опасности.
— протяженность – 8 км;
— допустимая осадка судов – до 12,5 метров;
— допустима грузоподъемность судов – до 250 000 тонн.
Туапсе. Данная морская гавань является второй по значимости в Краснодарском крае после Новороссийского торгового порта. Функционирование порта ориентировано, в том числе, и на опасные грузы всех категорий.
— количество причалов – 7 шт.;
— допустимая осадка судов – до 12 метров;
— допустимая длина судов – до 250 метров.
Ейск. Этот морской порт расположен в Азовском море, в акватории Таганрогского залива. По значимости для Краснодарского края он считается третьим. Причалы порта принимают суда с длиной до 142 метров и осадкой, не превышающей 4 метра.
Махачкала. Среди морских портов Каспийского бассейна данная гавань является самой крупной.
— протяженность причальной стенки – свыше 2 км;
— число причалов – 20 шт.;
— ограничение осадки судов – до 6,5 м;
— ограничение длины судов – до 150 метров.
Дальний Восток
В Тихоокеанском бассейне среди 22 морских гаваней только 6 портов считаются незамерзающими.
Находка. Одна из крупнейших незамерзающих гаваней, расположенных в акватории Японского моря. Морской торговый порт Находка включает в себя 108 причалов, которые растянулись на длину, превышающую 16 км. Здесь осуществляются погрузо-разгрузочные работы, связанные с перевалкой грузов, прибывших на судах, размер которых ограничивается длиной (до 245 м) и осадкой (до 11,5 м).
Восточный. Российский морской порт федерального значения находится на берегу Японского моря (бухта Врангеля залива Находка). Данная незамерзающая гавань входит в состав самого крупного в стране транспортного узла «Восточный-Находка», расположенного на побережье Тихого океана. По итогам 2013 года грузооборот порта составил более 48 миллионов тонн. Транзит грузов вглубь страны осуществляется по Транссибирской железнодорожной магистрали.
— состоит из 25 причалов и 8 терминалов;
— ограничение судов по осадке – 13 метров;
— ограничение судов по длине – 290 метров.
Зарубино. Крупный порт Приморского края. Находится в бухте Троицы. Его непосредственной отличительной чертой является близость от границы с КНДР и КНР, что ориентирует его в первую очередь на морские сообщения с этими странами.
— протяженность причальной стенки – 1 км;
— ограничения судов по осадке – 7 метров;
— ограничения судов по длине – 130 метров.
Посьет. Незамерзающий порт находится в акватории Японского моря, на берегу одноименного залива и в непосредственной близости от Владивостока.
— протяженность причальной стенки – 2,4 км;
— число причалов – 16 шт.;
— ограничения судов по осадке – 9 метров;
— ограничения судов по длине – 183 метра.
На острове Сахалин имеется 2 незамерзающих морских порта.
Холмск. Географическое положение данной незамерзающей морской гавани определено акваторией Японского моря (о. Сахалин, побережье Татарского пролива).
— количество причалов – 27 шт.;
— протяженность гавани – 2,5 км;
— ограничение судов по осадке – 8 метров;
— ограничение судов по длине – 130 метров.
Невельск. Данная незамерзающая гавань расположилась на острове Сахалин.
— количество причалов – 26 шт.;
— протяженность причальной стенки – 2,7 км;
— ограничения судов по осадке – 5,5 метров;
— ограничения судов по длине – 120 метров.
Другие незамерзающие порты России
Кроме 12-ти вышеперечисленных морских портов, которые относятся к незамерзающим гаваням России, к данной категории следует причислить еще аналогичные транспортные узлы, расположенные на юге России, включая Крымский полуостров.
К ним относятся следующие гавани:
Важно знать, что именно незамерзающие порты России обеспечивают непрерывное и динамичное транспортное сообщение страны со всем миром. В связи с тем, что в общем товарообороте именно морские перевозки гарантируют необходимый для развития экономики объем экспортно-импортных грузов, следует понимать особенную актуальность деятельности именно данных транспортно-логистических предприятий.
Источник