Волны моря высоко поднимают белые головы кланяются солнцу средства выразительности
1.Проверка домашнего задания. Конструирование и анализ текста художественного стиля. (Задание выполняется по вариантам). 1 Вариант. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определить стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А.Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б.Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
В.Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.
Г.В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор, в кружевах травы, окрашенной росой.
1)В,Г,Б,А; 2)А,В,Г,Б; 3)Г,В,А,Б; 4)В,А,Г,Б. 2Вариант. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определить стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А.Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики. Б.Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела. В.Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай. Г.А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России. 1)В,Б,А,Г; 2)Б,В,Г,А; 3)В,А,Б,Г; 4)Б,В,А,Г. Ответьте на вопрос: В каком предложении есть составное глагольное сказуемое? на материале задания А9 ЕГЭ.(Написание гласных в суффиксах глаголов) Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор. Комментарий учителя.
Вспомним, что суффиксы —ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо — я горюю. Если же в 1 лице единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю),то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1 лицо: я налаживаю(суффикс -ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме)-налаживать. Главная сложность при определении гласной в суффиксе глагола состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива НЕЛЬЗЯ ПУТАТЬ с суффиксом -ва-! В глаголах преодолевать, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-,а гласный после Л проверяется ударением:одолеть.
3.Слово учителя по теме урока. Составление учащимися тезисов по материалам сообщения учителя.
4.Закрепление изученного.Анализ текста, записанного под диктовку.
В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилия переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором.
Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения — рассуждения .Приведите не менее 3 — 4 аргументов.
Источник
Волны моря высоко поднимают белые головы кланяются солнцу средства выразительности
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 326
- КНИГИ 641 736
- СЕРИИ 24 436
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 302
Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягким теням ночи:
– Не бойтесь – это солнце!
Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:
– Приветствуем вас, владыка мира!
Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.
– Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?
Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:
– Сегодня будет жарко!
В жаркий день – мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху – это так приятно! Ящерицы – отчаянные лакомки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Источник
Урок русского языка по теме «Язык художественной литературы»
Цель: обобщение и систематизация сведений о языке художественной литературы.
Задачи урока:
- разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»;
- углубить знания о художественном стиле речи, его особенностях;
- развивать умение анализа литературно-художественного текста;
- развивать умение определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.
- формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.
Форма проведения урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Конструирование и анализ текста художественного стиля
(Задание выполняется по вариантам.)
1 вариант
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.
Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.
В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.
Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.
2 вариант
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.
А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.
Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.
В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.
Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.
2. Повторение орфографии
Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор. Скучн..ватый, доверч..вый, совет..вал, потреб..вал, потч..вать, ноч..вал, устойч..ва, отрасл..вой, воспит..вал, посе..нный, учит..вать, загляд..вающий.
3. Теория
Суффиксы -ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо—я горюю.
Если же в 1 лице единственного числа настоящего времени глагол оканчивается на -ываю(-иваю), то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1лицо; я налаживаю (суффикс -ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме) — налаживать.
Главная сложность при определении гласной в суффиксе состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива нельзя путать с суффиксом -ва-! В глаголах преодолеть, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-, а гласный после л проверяется ударением: одолеть.
III. Сообщение темы, постановка её цели
4. Особенности художественного стиля
Сфера общения: словесно-художественное творчество.
- образность,
- широкое использование изобразительно — выразительных средств языка,
- использование средств всех стилей,
- все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
- использование лексики публицистического стиля
5. «Литературный язык» и «язык художественной литературы»
Используя материал учебника, запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»?
Литературный язык |